Фитотерапия

ФитотерапияПервое упоминание о фитотерапии найдено при археологических исследованиях еще у шумеров за 6000 лет до н.э.

Древние шумерские врачи изготавливали порошки и настойки из побегов ивы, сливы дерева, иголок сосны, пихты. Как растворители использовали воду, вино, пиво.

Вавилоняне и ассирийцы в XI веке до н.э. применяли десятки лекарственных растений, в том числе сладкий дурман, белену черную, почки березы, иглы сосны, семена льна.

Эти сведения были заимствованы египтянами, которые за 4000 лет до н.э. изготовили папирус с рецептами из лекарственных растений (морской лук, лотос, мята, мак, подорожник, акация, лен, анис).

Основной базовый стержень народной медицины разных народов, фитотерапия на данный момент реализуется в различных направлениях — арома-, аэро-, друидо-, дендротерапия, аромамассаж, этническое травничество и т.д.

Общепризнанным родоначальником мировой фитотерапии является китайская медицина.

Легендарный император Шень Шунь в1326 году до н.э. написал трактат по медицине, который назывался «Бенцао» («Травник»), в котором описаны более 300 лечебных сборов и механизм их действия.

Китайский фармаколог Ли Ши Чжэнь (XVI век до н.э.) в своем монументальном труде «Бенцао ганму» («Фитотерапия») обобщил весь предыдущий опыт лечения травами и в 52 томах (!) описал 1892 лекарственных собрания, основу которых составляли травы.

Китайская фитотерапия ориентирована на упорядочение разнообразных взаимоотношений человека с природой, сбалансированность в его организме двух противоположных начал жизненной энергии — инь и ян, причем подход в использовании лекарственных растений рассматривается одновременно с точки зрения сложного энергетического баланса не только человека, но и растения.

Ряд других фитошкол (особенно восточных) тоже использует аналогичный подход к подбору и подготовке фиторецептов.

Так, в тибетской медицине большое значение придают вкусу растения и его внешнему виду.

Например, если плоды пастушьей сумки похожи на маленькое сердце, значит, они скорее всего должны помогать при болезнях сердца, растения желтого цвета должны быть эффективными при желтухе, кора и луб сравнивались с кожей.

По трактату «Вайдурья-онбо» болезни ветра лечатся сборами со сладким, кислым и соленым вкусом, слизистые — жгучим, кислым и соленым, желтуха — горьким, сладким, вяжущим.

Большую популярность в свое время получила книга «Канон врачебной науки» представителя арабской медицинской школы — таджикского ученого и врача Абу Али Ибн Сины (Авиценны). Автор описал более 900 видов лекарственных растений и способов их употребления.

Современником Авиценны был узбекский ученый Абу Рейхан Бируни из Хорезмы. Его наиболее известный трактат называется «Китаб ас-сайдана фит-т-Тиб» («Фармакогнозия в медицине»), в котором описаны около 750 лекарственных растений с изображением рисунков, ареалов распространения и определением доброкачественности.

Большое значение лечению травами, средствами животного и минерального происхождения оказывали также в своих восьми книгах «О медицине» и древнеримский врач Авл Корнелий Цельс (I век до н.э. — И век н.э.), греческий врач Диоско-рид (I век до н.э., работа «Matheria medica» — «Лекарственные вещества»).

Сохрани, чтобы не потерять:

Сейчас читают:

Добавить комментарий